6.10. Биографический метод в журналистике
Среди методов сбора информации в журналистике, некоторые исследователи, в частности М.Н. Ким46, выделяют биографический метод. Этот метод заимствован журналистикой из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. Впервые данный метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы.
В центре биографического исследования — изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее «встроенности» в социум, субъективного управления и приобретенного опыта».
С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным, ведь исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому таким сведениям можно было доверять или не доверять. И тем не менее «история жизни» одного человека может представить для исследователя большую ценность, если учесть то, что благодаря этим историям можно «реконструировать» внутреннюю динамику развития тех или иных процессов.
При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом. В-третьих, пытаются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию его поведения и анализируя его мировоззренческие позиции и т. д.
В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы. В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. При этом свидетель выступает инкогнито. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению. Обращаясь к биографическому исследованию, журналист может рассказать об истории становления отдельной личности, показать определяющие моменты профессионального роста человека и т. д. Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В доверительной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизоды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные переживания и т. д. Теоретики выделяют следующие виды биографического интервью:
Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и поддерживают к ней интерес на протяжении всего разговора.
Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.
Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного разговора — задает наводящие вопросы47.
Итак, по мере решения журналистом эмпирических и теоретических познавательных задач у него складывается все более отчетливое представление об изучаемой ситуации, которое к моменту завершения работы над исследуемым материалом обретает концептуальный характер.
Продуктом познавательной деятельности журналиста оказывается не просто набор фактов, а концепция изученной ситуации, представляющая собой единство знания о происходящем и эмоционального отношения к нему журналиста. Концепция включает в себя эмпирический и теоретический уровень знания – факты и их оценку, причины, взаимосвязи.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов