logo
fedotova_tipsmi

14.12. Работа с письмами читателей

По количеству писем читателей, приходивших в редакцию, судят об авторитете и популярности газеты. А умение журналиста работать с письмами являлось одним из показателей уровня его профессионального мастерства.

Сейчас количество почты читателей в редакции по сравнению с началом 90-х годов прошлого века значительно уменьшилось. Это произошло в связи с тем, что: во-первых, читатели утратили веру в действенность журналистских публикаций; а во-вторых, большинство газетных редакций заявили, что не обязаны отвечать авторам писем на их просьбы и будут публиковать лишь те из них, которые посчитают представляющими интерес для массовой аудитории.

Таким образом был обрублен канал обратной связи, с помощью которого редакция могла судить о реакции читателей на выступления газеты, о прочности ее позиций на рынке периодических изданий, о ее достоинствах и недостатках. Журналисты сузили возможности выявления общественного мнения о газете, об актуальных событиях и влияния на свою аудиторию.

Между тем возникли новые виды почты, связанные с использованием новых технологий. Читатели стали активно использовать телефон как средство общения с газетой и ее журналистами. Опыт «Комсомольской правды», первой организовавшей «горячую линию» и пригласившей к редакционному телефону известных государственных деятелей, был быстро подхвачен редакциями многих газет и журналов. Свободный стиль общения и мобильность обсуждения особенно привлекательны для аудитории в этой форме диалога. Кроме того, приглашение к разговору представителей власти и специалистов позволяет читателю или слушателю незамедлительно разрешить свои проблемы.

Еще более широкие возможности использования писем читателей открылись с возникновением Интернета. На сайте издания, как правило, находится не только его электронная версия, но и предлагается оценить прочитанный материал, отправить электронное письмо в адрес редакции.

Редакционная почта всегда была и остается одним из важнейших источников информации, необходимой для работы редакции. Письмо читателя нередко приносит эксклюзивную информацию, которую невозможно получить ни в каком другом источнике, только автор письма мог быть участником или свидетелем события. Эту информацию можно использовать не только для подготовки публикации в газете, но и в процессе управления редакцией, планирования ее деятельности, организации работы журналистов, их информирования.

Не меньшее значение имеют письма читателей и как средство прямой и обратной связи. Прямой связи – при публикации писем на газетных полосах, обращении их авторов к читателям. И обратной связи – как средства, с помощью которого редакция может узнавать об эффективности публикаций газеты, о реакции читателей на выступления журналистов, о популярности и распространении своего издания.

Наконец, публикация писем читателей в газете – это форма выражения общественного мнения и вместе с тем инструмент обеспечения гласности в демократическом обществе.

Основой работы с письмами является организация работы с письмом читателя в редакции, определение вариантов его использования и форм его публикации в газете.

Одним из важнейших элементов структуры редакции является отдел писем. Это центр работы с редакционной почтой. Независимо от количества его сотрудников, он отвечает за учет писем читателей, определение их судьбы, распределение по другим творческим подразделениям редакции и за подготовку писем, содержащих актуальную информацию, к публикации в газете. В отдел писем поступает вся почта. Письма вскрываются, прочитываются, определяется их дальнейшая судьба. Объем работы велик:

Все начинается с чтения корреспонденции. Часть поступившего заведомо не вызовет резонанса. Это просьбы, жалобы, праздные вопросы, эмоциональные, но неконструктивные отклики на публикации, которые не найдут применения в редакционном производстве. Письма, имеющие актуальный характер и социальное звучание, передаются частично в другие отделы, остальные могут прямо готовиться к опубликованию. Отделяются письма, адресованные лично редактору. Литконсультанту передаются рассказы, стихи, юморески и иные художественные произведения. В особую папку собираются официальные ответы из различных инстанций, деловые отклики на прежние выступления СМИ.

После разбора и первичной оценки писем их берут на учет. Техника обработки зависит от их количества. Запись данных письма на специальную карточку значительно облегчает работу с ним. Одна карточка прикрепляется к письму и путешествует с ним до завершения его судьбы, а другая остается в отделе для контроля. Удобно эти операции компьютеризировать.

При регистрации письма редакцию в первую очередь интересуют следующие данные:

На письме записывается регистрационный номер, после этого оно поступает в соответствующий отдел.

В любой газете — массовой или деловой, молодежной, спортивной или женской, городской или областной — следует продумать систему использования писем. В зависимости от объема редакционной почты определить рубрики по письмам, их характер, периодичность их выхода на газетные страницы. Это может быть письмо с комментарием и тематическая подборка писем, аналитические обзоры редакционной почты и переписка журналиста с читателями, ответ на письмо, представляющее интерес для многих читателей. Письмо может послужить поводом для проведения журналистского расследования, оно способно стать основной формой полемики в газете вокруг актуального вопроса, волнующего читателей газеты, и т.д. У отечественной прессы есть опыт подключения журналиста к подготовке официального ответа властей: работник редакции вместе с должностным лицом изучает информацию, помогает разобраться в сути дела. Особенно характерна такая практика для региональных изданий.

Письма, отобранные для публикации, надо умело подать на газетной полосе. Для этого вначале нужно проверить их достоверность. Самой лучшей проверкой является встреча или телефонный разговор с автором – они помогают снимать множество вопросов.

Некоторые письма публикуются полностью – отдельно, в подборке или на специальной полосе почты. Так поступают с текстами конкретными, законченными по форме, оригинальными по содержанию. Другая форма использования писем – изложение их в виде обзора. При этом создается новое произведение, в котором творчески перерабатываются тексты разных авторов, посвященных определенной теме. Анализ и оценка материала ведутся под определенным углом зрения. Обзоры позволяют обобщать предложения, советы, отклики.

Некоторые редакции готовят так называемые «закрытые» обзоры для внутреннего пользования. Если участился поток жалоб по определенной теме, для редакции это сигнал – поднять определенную тему.

Оригинальная методика работы с письмами – проведение Дня открытого письма. Первый такой «день» состоялся в Нарве в конце 1970-х годов. Редакция республиканской газеты «Советская Эстония» предложила жителям города обращаться к ней с вопросами. Были развешены ящики для писем в редакцию. Из полученного материала в газете составили список в 500 вопросов. В назначенный день для ответа на них пригласили руководителей городских и республиканских организаций. Вопросы, оставшиеся без ответа, редакция взяла на контроль, а по итогам работы опубликовала большой отчет. Эта методика применяется в местной печати и сейчас.